Киста зуба - симптомы, лечение - Стоматология доктора Горбачева

Киста зуба — симптомы, лечение

Киста зуба — одно из опасных патологических заболеваний ротовой полости. В начале своего развития болезнь почти себя не выдает (протекает латентно). Потому диагностировать кисту удается на поздних стадиях, и чаще всего, когда требуется уже не терапевтическое, а хирургическое вмешательство.

Кистой называют патологическую полость, возникающую в органах и тканях, состоящую из стенки (эпителия) и содержимого: гноя или серозной жидкости.

Когда говорят о кисте зуба, подразумевают поражение у верхушки корня, представляющее собой гранулему или опухоль размером от нескольких миллиметров до 2-3 сантиметров.

Причиной возникновения является инфекция, занесенная в соединительные ткани между корнем зуба и пластинкой альвеолы (ткани периодонта).

К заражению же приводят разные факторы:

• травма зуба после лечения, ушиба, падения и пр.;
  • болезненное и сложное прорезывание зубов мудрости;
  • осложнение гайморита;
  • воспаление под коронкой зуба;
  • лечение нестерильными инструментами;
  • некачественное лечение зубного канала (без соблюдения правил гигиены);
  • запущенный хронический периодонтит, который перерос в опухоль;
  • хронические болезни носоглотки, ротовой полости;
  • болезнь, ослабившая иммунитет, из-за чего болезнетворные бактерии вместе с кровью попали в ткани периодонта.

Откладывать лечение кисты нельзя: патология может перейти с мягких тканей на костные, что чревато серьезным поражением челюсти и потерей зуба.

Симптоматика кисты зуба

Заподозрить у себя кисту можно в том случае, если болезнь перешла в серьезную стадию, и новообразование на корне зуба достигло в диаметре около 1 — 1,5 см. В таком случаев у большинства пациентов наблюдаются:

• боль в пораженном зубе, возникающая самостоятельно или при нажатии на проблемный участок;
  • повышение температуры, слабость, недомогание, изменение давления;
  • набухание лимфатических узлов;
  • отечность десны, переходящая на лицо (припухлость);
  • образование свища, из которого вытекает гной или жидкость.

Самостоятельно заметить патологию на первых этапах развития довольно сложно, поскольку болезнь протекает скрыто и до определенного момента практически бессимптомно. Однако стоит насторожиться, если вы обнаружили у себя:

• смещение или расшатывание зуба;
  • дискомфорт (или даже похрустывание) при нажатии на зуб;
  • потемнение эмали.

При образовании кисты в гайморовой пазухе (придаточной пазухе носа, занимающей тело верхнечелюстной кости), нередки головные боли.

Любой из этих признаков — повод записаться на прием к стоматологу, который проведет осмотр, сделает рентген и/или 3D-томографию.

Классификация кист

Кисты принято делить на две большие группы, различающиеся: по причине возникновения и по месту поражения.

По причине формирования бывают кисты:

1. Радикулярные, среди них различают апекальные (на верхушке корня) и периодонтальные (прилегают к боковой поверхности корня).
    Данный вид опухолей считается наиболее распространенным. Возникает из-за проблем с деснами: запущенного периодонтита, воспалений, отмирания тканей.
  2. Первичная киста (кератокиста, примордиальная киста) образуется при нарушении развития зуба, обусловленном генетическими особенностями пациента. При лечении таких кист велик риск рецидива.
  3. Резидуальные кисты образуются после удаления зуба, если процедура была проведена некачественно, и в полость попала инфекция, либо в ней осталась верхушка зубного корня.
  4. Когда происходит смена молочных зубов на постоянные, говорят о кистах прорезывания, или ретенционных кистах. Место поражения имеет голубоватый оттенок, сама опухоль заполнена кровью и может вскрыться сама в любой момент.
  5. Из-за неправильного прорезывания моляров (когда зуб начинает расти внутрь мягких тканей) на десне вырастает фолликулярная киста. Опасна тем, что быстро увеличивается в размерах и может распространиться на другие зубы.

По месту расположения различают:

1. Кисты на десне. При таких патологиях сначала возникает свищ (в любой области десны), потом заполняется содержимым, как правило, гноем.
  2. Кисты под коронкой зуба. В 9 из 10 случаев такие кисты являются следствием некачественного лечения зуба, из-за чего под коронкой копится пища, активно размножаются бактерии. В результате образуется патогенная микрофлора, благоприятная для возникновения опухоли.
  3. Кисты на корне: прикорневые, межкорневые и околокорневые. Могу долго себя не проявлять, потому особенно опасны: как правило, лечение начинается, когда опухоль достигает больших размеров.
  4. Кисты в гайморовой пазухе. Самостоятельно определить такую кисту невозможно — необходимо специальное оборудование для диагностики.

Также порой обособляют:

1. кисты зубов мудрости, появляющиеся при воспалении или неправильном прорезывании. Чаще всего при лечении пораженный зуб удаляют.
  2. кисты переднего зуба. Развитие схоже с другими кистами, но отличие обусловлено местом расположения. Передние зубы довольно узкие, объем тканей в этой части челюсти меньше, потому при возникновении киста выходит наружу только через десну, в то время как киста задних зубов может проявиться в виде свища на щеке или шее.

Надо отметить, что по своей природе кисты могут быть:

• одонтогенными, спровоцированными различными стоматологическими проблемами;
  • неодонтогенными, возникающими по другим причинам.

Данная классификация не всегда выделяется в отдельную группу — нередко она дополняет первую или вторую группу кист, и тогда говорят о радикулярных одонтогенных, фиссуральных кистах и пр.

Лечение кисты зуба

Мнение о том, что киста «не опасна или сама пройдет», ошибочно. Запущенная болезнь чревата серьезными осложнениями, в списке которых:

• убыль костной ткани;
  • опухоль мягких тканей (флюс);
  • гнойный абсцесс;
  • выпадение зубов;
  • воспаление лимфатических узлов;
  • остеомиелит (гнойное поражение костного мозга и кости, сопровождающееся некрозом костной ткани).

В самых серьезных случаях не исключено заражение крови (сепсис) и разрушение челюсти вплоть до ее перелома. Потому, как только установлен диагноз, следует приступать к лечению.

Современная стоматология предлагает два способа решения проблемы: терапевтический и хирургический.

Терапия заключается в вычищении кистозного образования, обработке и пломбировке каналов. Хирургическое вмешательство подразумевает удаление поврежденной части зуба вместе с кистой, обработку и наращивание недостающей ткани.

Удаление всего зуба при кистозном образовании происходит по особым показаниям (когда возможно серьезное осложнение) и при возникновении кисты на зубах мудрости.

Самым надежным способом позаботиться о здоровье зубов, узнать о наличие кист и предупредить их повторное развитие является своевременная диагностика. С учетом скрытого развития патологии на ранних стадиях необходимо проявить сознательность и посещать стоматолога в рекомендованное время: два раза в год в рамках профилактического осмотра (при условии, что ничего не беспокоит). Помимо этого не забывайте о самоконтроле: внимательно относитесь к ранее вылеченным зубам, не забывайте о правилах личной гигиены, старайтесь избегать травмирования челюсти и зубов.