Расшатанность передних зубов и решение проблемы - Стоматология доктора Горбачева

Расшатанность передних зубов и решение проблемы

Подвижные передние зубы у взрослых доставляют немало дискомфорта, заставляют стесняться широкой открытой улыбки. А также приводят к различным стоматологическим проблемам, которые требуют решения.

При проявлении первых признаков расшатанности нужно сразу записаться на прием – промедление может привести к потере зуба.

Степень расшатанности

Принято выделять три степени расшатанности зубов:

• первая.

Пациент может сам на ощупь определить, что зуб шатается. На данном этапе изменения, начавшиеся в связочном аппарате зуба, еще обратимы.

• вторая.

Изменение положения зуба в лунке можно определить как на ощупь, так и по внешним признакам. Процессы, начавшиеся в тканях, являются необратимыми.

• третья.

Зуб легко и сильно отклоняется даже при малейшем механическом воздействии. В такой ситуации врач принимает решение об удалении.

Также существует нулевая стадия расшатанности зубов, которую называют физиологической подвижностью. Это вариант нормы, который требует не лечения, но наблюдения.

Причины

Передние зубы могут потерять устойчивость по разным причинам. Один из факторов – травма, когда повреждается как коронка, так и корни. Если ушиб сильный, то зуб может даже вылететь. Поэтому многие спортсмены, занимающиеся травмоопасной деятельностью, носят защитные капы.

Также в списке причин:

• неправильный прикус.

Если у пациента нарушен прикус, жевательная нагрузка распределяется неравномерно. Проблема развивается постепенно: у человека с аномалиями прикуса зубы расшатываются на протяжении нескольких лет.

• воспаление десен.

Развитие патогенной микрофлоры вызывает воспаление десен. Это, в свою очередь, делает их рыхлыми, кровоточащими. В итоге нарушается способность фиксировать костные ткани.

Воспалительные процессы в мягких тканях могут быть вызваны:

пародонтозом – глубоким поражением околозубных тканей (периодонта, альвеолярных отростков, десен), протекающим на первых стадиях бессимптомно. При пародонтозе наблюдаются: атрофия отдельных участков пародонта, склеротические изменениями костной ткани, обнажаются шейки зубов.

периодонтитом – инфекционно-воспалительным процессом, локализованным около связочного аппарата зуба. На верхушке корня постепенно скапливается гной, после чего в апикальной области развивается абсцесс. Это приводит к разрушению тканей и нерва, расшатыванию зуба.

Заподозрить периодонтит позволяют отеки в области губ и щек, неприятный запах изо рта.

– гранулемой – воспалительным новообразованием в десне, которое возникает на фоне невылеченного кариеса, врачебных ошибок, инфекционного заражения каналов или травмы. Может оставаться незамеченной на протяжении длительного времени, не доставляя неудобства пациенту. При хроническом течении может перерасти в кисту, у которой более плотная структура и четкие границы.

– кистой – доброкачественным образованием у корня зуба. По виду напоминает мешочек круглой формы с жидким содержимым (гноем). Постепенно разрастается и начинает сдавливать кровеносные сосуды и нервные окончания. В ткани поступает меньше питательных веществ.

– флюсом (периоститом) – воспалением надкостницы челюсти, при котором инфекционный очаг охватывает как зуб, так и альвеолярные отростки, десну. В пораженной области скапливается гной, возникают боли, зубы начинают расшатываться, возникает озноб.

• хронические болезни.

Патологии, например, сахарный диабет или заболевания щитовидной железы, вызывают сосудистые изменения. Это, в свою очередь, нарушает кровообращение. В ротовой полости страдает пародонт – комплекс окружающих зуб тканей, которые удерживают его в альвеоле.

• гормональный сбой.

При увеличении содержания в крови прогестерона и эстрогена нарушается минеральный обмен. В крови, а затем и слюне возникает дефицит фтора и кальция. Это делает эмаль уязвимой для воздействия патогенной микрофлоры, что, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии зуба.

• наследственность.

Большинство стоматологических заболеваний не передаются от поколения к поколению. Однако от родителей можно наследовать: форму зубов, толщину и оттенок эмали, геометрию прикуса, примерные сроки прорезывания зубов (молочных и постоянных), состав слюны и микрофлоры. Это определяет предрасположенность к патологиям и, соответственно, выявляет риски расшатывания и возможной утраты зубов в будущем.

• неправильное питание.

Нехватка витаминов и микроэлементов, поступающих с пищей, плохо сказывается на работе всех систем организма, включая зубочелюстную.

Помимо этих факторов, к расшатываемости зубов могут привести плохая гигиена, прием некоторых лекарств и бруксизм.

Лечение

Способ лечения подвижности передних зубов стоматолог определяет на приеме после осмотра и выявления причины. Если зубы расшатались из-за привычки скрежетать зубами, пациенту могут прописать специальные пластины для ношения ночью. Аномалии прикуса лечит ортодонт. При этом важно учитывать, что коррекция – процесс длительный.

При воспалении десен прописывают прием медикаментов и полоскание. Также врач может назначить: гигиеническую чистку, массаж десен, инъекции, аппаратную терапию и физиотерапию, кюретаж (чистку от твердых и мягких отложений) десневых карманов.

Еще одним способом укрепить расшатавшиеся передние зубы является установка несъемных протезов. Их выбор зависит от состояния ротовой полости, количества расшатанных и утраченных зубов.

Одними из распространенных методов лечения являются шинирование и хирургическое вмешательство.

Шинирование

Шинирование – установка шины, которая фиксирует два и более зубов в единый блок. Процедура позволяет равномерно распределить жевательную нагрузку, сохранив геометрию челюсти. Применяют при подвижности, патологиях десен, кровоточивости, оголении корней, увеличении пародонтальных карманов.

Шины бывают:

• временными.
    Устанавливают на небольшой срок, как правило, не более трех месяцев. При установке таких шин врач может лечить другие стоматологические проблемы.
  • долговременные.
    Такие шины устанавливают на срок до года. Используют, когда лечение проведено, но существует вероятность рецидива – повторного расшатывания.
  • постоянные.
    Постоянные шины устанавливают на срок от 1 года. Прочная конструкция применяется как поддерживающая терапия после лечения.

Перед шинированием стоматолог проводит чистку зубов, удаляя налет и камень. После этого в расшатанных зубах и соседних с ними делают небольшую борозду, куда закладывают специальную нить. Она может быть изготовлена из стекловолокна, арамидного волокна или полиэтилена. Все три материала безопасные и не должны вызывать аллергии у пациента. Сверху нить закрывают фотополимерным материалом.

Хирургический метод

Хирургическое вмешательство может понадобиться при удалении кисты, чистке карманов, а также при:

• регенерации кости.
    Процедуру назначают при запущенном пародонтите. Задача – нарастить костную ткань при помощи замещающего материала-трансплантата. Восстановленную область потом закрывают специальной защитной мембраной.
  • лоскутной операции.
    В случае, если к сильному расшатыванию зубов привело разрушение пародонта, пораженные ткани удаляют. На этапе подготовки пациенту могут назначить чистку ротовой полости, противовоспалительную терапию, лечение хронических болезней, прием витаминов.
    Во время операции врач снимает лоскут со слизисто-надкостничной ткани, после этого проводят очистку корней от отложений, восстанавливают форму и возвращают лоскут на место.

Сохранить зубы, которые начали смещаться в ротовой полости, можно, если вовремя обратиться к специалисту. В случае, когда ситуация сильно запущена (зубы почти не держатся или уже выпали), для восстановления зубного ряда прибегают к имплантации.